Об изменённых состояниях сознания в социальном аргентинском танго (2016 г.)

( вначале рекомендуется прочесть статью: http://www.frog.enlight.ru/articles/tango/tangobook )

Несколько лет назад я опубликовал работу, где рассматривались преимущественно технические  аспекты социального аргентинского танго - речь шла о том, каким образом обеспечивается взаимодействие между партнёром и партнёршей. Однако, одно лишь соответствие движений, пусть даже очень точное и в музыку, не приводит автоматически к тем специфическим ощущениям, ради которых люди идут на многое и в отсутствие которых всё выливается всего лишь в своеобразный фитнес (многих, впрочем, устраивающий).

Не секрет, что танцевание а.т. происходит в состоянии более или менее глубокого транса. Это вытекает из необходимости для партнёрши отслеживать мельчайшие изменения состояния партнёра и, соответственно, отслеживания партнёром реакций партнёрши. Поскольку слежение за множеством быстрых изменений в теле и мгновенная реакция на них невозможны на сознательном уровне, казалось бы, вход в транс в процессе танца, при наличии технической основы взаимодействия, должен происходить сам собой. Однако, транс приносящий желаемые ощущения возникает не у всех и не всегда (случаи, когда танцующие считают, что его и не должно быть - рассматривать не будем).

Предположим, технические условия для взаимодействия имеются. Это означает, что информация об эмоциональном состоянии может непрерывно и без задержек передаваться через близкое объятие от партнёра партнёрше и обратно. Конечно в том случае, если такая информация есть и есть желание её принимать.
Является ли это технически сложным? Зависит от точки зрения. С одной стороны, хиро, сакады, болео и прочие стандартные элементы для этого не требуются. С другой, к самому шагу и повороту, а точнее, к качеству движения и объятия - требования предъявляются серьёзные.

Связаны эти требования не только с комфортом, но и с самим принципом передачи информации. Встречающаяся, к сожалению, довольно часто аналогия шагов со словами, демонстрирует глубокое непонимание того, что информация передаётся не шагами, а в процессе шага (или движения, если брать шире) - за счёт сложных изменений величины и направления давления в разных местах тел, с учётом ответных реакций. Партнёрша непрерывно воспринимает вкладываемую партнёром в движение идею или эмоцию (связанную с музыкой) и также непрерывно возвращает возникающую в ответ свою.

Если пытаться исправлять аналогию "шаг = слово", правильнее было бы сказать, что передача осуществляется интонацией.  Это тот случай, когда слова для передачи не особо важны (они - скорее фон), а важна именно интонация. И это напрямую связано с тем, что обращение идёт не к сознанию партнёрши и её ответ воспринимается тоже не сознанием.

Сразу нужно отметить, что транс в котором оказываются партнёр и партнёрша во время танца нельзя оценивать по одной мерке, в связи с очевидной разницей ролей. В то время, как партнёрша спокойно может оказаться в почти бессознательном состоянии, партнёр всегда остаётся частично связан с реальностью, так как постоянно должен соотносить свои действия с окружающей обстановкой. Это, однако, не означает, что он сознательно реагирует на трафик или сознательно принимает те или иные решения. Просто при прочих равных партнёр вынужден часть внимания уделять НЕ партнёрше. У партнёрши же такой обязанности нет.

Условно можно выделить три вида транса, возникающего во время танца (перечислены по степени нарастания получаемого удовольствия и, соответственно, степени вовлечённости обоих партнёров в процесс):

1. Вызванный простым внимательным слежением партнёрши за изменением состояния партнёра и музыкой, но не наполненный эмоционально. Схож с трансом возникающим, если долго смотреть на мерцающий огонь или текущую воду.

2. (включает первое) Так называемое "состояние потока", подрузамевающее, в дополнение к первому пункту, полную включённость и вовлечённость в процесс, чувство контроля над ситуацией, уверенности в себе, отсутствия усилий - эмоционально наполненное, однако, без выраженной гендерной окраски. Т.е. тот факт, что партнёр противоположного пола - хотя как-то и влияет, но не определяет происходящее в паре и, таким образом, не вызывает соответствующих взаимных реакций. Аналогичное состояние может возникать, например, при занятиях спортом.

3. (включает первое и может включать второе) Транс, завязанный на гендерные роли (т.е. соответственно полу, а не ролям в танце), на специфические инстинктивные реакции мужчин на женщин и наоборот. Это могут быть вариации на тему взаимной нежности, на фоне которой женщина внимательно слушает "рассказ" и выражает своё к нему отношение с более или менее подчёркнутым энтузиазмом, либо сексуально окрашенный диалог на тему желания, страсти, подчинения, игры.

Фактически, этот третий вариант отражает естественные, хотя лишь эпизодически встречающиеся в цивилизованной жизни, взаимоотношения мужчины и женщины, получившие в а.т. мощный "усилитель" в виде технического навыка взаимодействия и признания приемлимости подобного поведения общественным мнением (благодаря тому, что оно замаскировано под танец и не очень заметно со стороны).

Конечно, в этом (третьем) варианте отсутствие вмешательства сознания особенно важно, поскольку оно тормозит естественные инстинктивные реакции что, соответственно, уменьшает ответные. Однако, только лишь отсутствия вмешательства сознания оказывается не всегда достаточно. Инстинктивные реакции в отношении противоположного пола вполне могут подавляться и подсознательно, по самым разным причинам - всегда или лишь иногда. Способность их высвобождать вне зависимости от настроения - важная часть умения танцевать а.т.

При благоприятных условиях транс (особенно у партнёрш) оказывается настолько глубоким, а взаимодействие в паре, соответственно, настолько тонким и детальным, что возникает, среди прочего, очень любопытный эффект - при великолепном взаимопонимании партнёров в плане эмоций, сознание партнёрши не только никак не участвует в танцевании, но и не имеет возможности узнать, что с ней происходило во время танца.
В некотором смысле, партнёрша находится во сне со сновидениями, участвуя в них ещё и физически. Как это часто бывает со снами, после пробуждения остаётся общее ощущение или впечатление, но информация о том, что конкретно происходило - в сознание не передаётся. Иногда это можно заметить по комментариям партнёрши после танца, которые идут как бы от лица другого человека, в танце не участвовавшего.
По-видимому, после пробуждения сознание вынуждено создать для себя любую приемлимую версию происходившего, но попытки затем обсудить её с партнёром выглядят нелепо.

В такой ситуации также сложно всерьёз воспринимать оценки партнёршей приемлимости звучавшей музыки. Это будет лишь сознательная интерпретация некоего остаточного ощущения, неизвестно из какого момента танца взятого.
В отдельных случаях суждения об удачности музыки и/или оценки партнёршей собственного танца могут находиться в прямой противоположности с тем, как партнёрша только что танцевала. Тоже самое можно сказать и о прогнозах - сознание часто имеет свои собственные соображения относительно любимой музыки или подходящего для танца физического состояния.

Партнёрши, у которых бессознательное в полной мере обменивается информацией с сознанием, т.е. которые действительно знают, о чём и как они только что танцевали - большая редкость. Хорошее это свойство или плохое - вопрос, по ряду причин, сложный.
Однако, как минимум в одном для них самих это свойство является полезным - появляется возможность осмыслить происходившее и что-то целенаправленно (а не случайно) изменить с целью добиться, к примеру, более ярких ощущений с конкретными партнёрами.

Безусловно, речь в статье шла о достаточно "чистых" случаях. Бывают и ситуации когда, взависимости от перепадов настроения партнёрши, её состояние может меняться как во время танца, так и от танца к танцу что, как уже было отмечено выше, редко осознаётся.

Также, кратковременные изменения глубины транса могут происходить, когда её внимание переключается на собственные действия - при выполнении украшений, при непроизвольных попытках опознать в происходящем известные ей элементы или фигуры (и свести движение к ним), из-за технических моментов. Одним словом - во всех тех случаях, когда двусторонняя передача информации и, как следствие, взаимопонимание и эмоциональная связь - нарушаются.


Пётр Соболев (29 января 2016 г.)

Обсуждение: Facebook и ещё Facebook

Текст можно свободно распространять (полностью или частично) при условии отсутствия изменений и вставки изображений.

Желательно ссылаться на первоисточник: http://www.frog.enlight.ru/articles/tango/tangotrance

--------------------------------------------
Специально для БЦ - котик: