Танго - внутри или снаружи? (2010 г.)

Автор: Пётр Соболев, 27 июля 2010


Несмотря на многообразие причин и поводов, по которым партнёры приходят в аргентинское танго, со временем все они, под влиянием преподавателей, характера и обстоятельств, по-разному определяются со своим видением и пониманием этого танца.

Самые счастливые люди, пожалуй, те, для кого основной интерес в посещении занятий и милонг заключается в обычном общении, расширении круга знакомств, кто не заморачивается особо качеством танцевания, отказами партнёрш и общественным мнением. 

Гораздо неоднозначнее ситуация с теми, кто пытается учиться. С некоторого момента люди начинают посещать милонги и, через год-другой, возникает недоумение относительно предпочтений партнёрш. Из наблюдения за танцами более продвинутых коллег и, в особенности, из выступлений именитых аргентинцев, вскоре следует естественный вывод - вероятно, партнёршам нравятся красивые и сложные фигуры. Рассуждение, на самом деле, здравое. Во-первых, девушкам уж наверняка должно нравиться красивое. Во-вторых, простые шаги - скучно. А девушкам скучное не нравится. Однако, старательная работа в этом направлении, включая копирование движений, постуры и т.п. даёт какие-то неоднозначные результаты. Явно не те, которые предполагались - подход хотя и действует, но слабо и далеко не на всех партнёрш. Кроме того, совсем уж не к месту выясняется, что с некоторыми партнёрами партнёршам явно нравится и просто походить / потоптаться на месте. Что нарушает стройность теории.

Мнение партнёрш (которое, к тому же, они стараются по понятным причинам не афишировать) не слишком проясняет ситуацию - оценки там главным образом эмоциональные, а аналогии с облаками, мягкими столбами и т.п. даже теоретически не объясняют, каким же таким тайным умением обладает часть партнёров. Тем не менее, постепенно проясняется, что куда важнее сложности и красоты фигур - ощущение от объятия, процесса шага и того, что происходит внутри партнёра и незаметно снаружи. Поверить в это практически невозможно, так как о разнице можно узнать, лишь почувствовав самому, для чего нужно сначала научиться.

Уже слышны нетерпеливые выкрики с мест: "А про преподавателей-то забыли?". Ну да, разумное замечание. Пора приступить ко второй части повествования.

Есть, как минимум, две важных причины, почему решение "спросить преподавателя" помогает, говоря мягко, не так часто, как хотелось бы.

Первая причина в том, что даже умея прилично / отлично танцевать, создавая то самое правильное ощущение в паре, преподаватель очень редко может объяснить, как именно ему это удаётся (аргентинец он или русский - вопрос десятый). Кто-то из них на бесконечных частниках постепенно отловил правильные элементы движения, кто-то смог сохранить естественные природные навыки. Но если он НЕ ЗНАЕТ как у него это получается, никакой педагогический талант и желание научить другого - не помогут. Да, при этом можно придумать логически стройную систему обучения, но это будет обучение не тому танцу, который танцует он сам. Пусть даже со стороны всё будет выглядеть похоже, те же ощущения внутри от этого не появятся.

Вторая причина - разделение преподавателей на социальщиков и профессионально танцующих на сцене. Если для первых наиболее важным является то самое, правильное, ощущение от партнёра, а внешняя красота движений вторична, то профессиональные танцоры получают удовольствие в значительной мере от того, что их выступления нравятся зрителям (которых ощущения в паре волнуют мало). И хотя в чистом виде те и другие встречаются редко (во всяком случае, танцевание на милонге с разными партнёрами обычно подразумевает какой-то интерес к ощущениям), тем не менее, в этом - большая разница. Эта разница в приоритетах определяет и подход к обучению.

Очевидно, влияет на результат и материальный фактор. Никакой клуб не сможет существовать, если на групповых занятиях будет бесконечно оттачиваться техника и различные тонкие ньюансы, определяющие ощущение в паре. Новички разбегутся сразу, остальные чуть позднее. Это же касается и аргентинцев с их семинарами и шоу. Преподаватели вынуждены (иногда против своей воли, иногда в полном согласии с ней) регулярно давать сложные вещи, которые не могут быть усвоены и адекватно применены их учениками на милонге.

Подводя итог, хочется ещё раз подчеркнуть важность вопроса о выборе между внешним эффектом и внутренним содержанием. Чем раньше будет сделан этот выбор, тем более эффективным будет обучение (либо переучивание) и тем более удачными - милонги.


(эта же статья в: Facebook, во ВКонтакте, в LJ).